Симбирск-Ульяновск



История венца - центральной части города Симбирска-Ульяновска
Памятник Н.М. Карамзину


  В Карамзинском скверике, расположенном на Венце, находится памятник Николаю Михайловичу Карамзину. Изящный и оригинальный, он непременно привлекает всеобщее внимание.

Скверик им. Н.М. Карамзина
Памятник Н.М. Карамзину

  Выдающийся писатель и историк Н. М. Карамзин вырос под городом Симбирском, здесь же учился частном пансионате. После его смерти, в 1833 году, группой симбирян было возбуждено ходатайство об открытии подписки на сбор средств для памятника. По конкурсу, объявленному Академией художеств, прошел проект известного русского скульптора первой половины XIX века профессора Академии С. И. Гальберга, принимавшего участие в создании памятника Минину и Пожарскому в Москве, снявшего посмертную маску с А. С. Пушкина. Памятник, изображавший музу истории Клио, отлил известный скульптор и мастер художественного литья П. К. Клодт. Из Петербурга водой памятник был доставлен в Симбирск, и здесь, по свидетельствам современников, целый год пролежал на волжском берегу. В августе 1845 года памятник установили на площади перед мужстой гимназией.

  Спокойная, полная достоинства и благородства фигура музы истории Клио возвышается на четырехугольном пьедестале из красного полированного гранита. В левой руке музы - труба, правая возлагает скрижали русской истории на жертвенник бессмертия, подчеркивая таким образом заслуги Н. М. Карамзина.

  С. Гальберг создал памятник Н. М. Карамзину в соответствии с канонами и требованиями своего времени. Это аллегория. Памятник "читается" не сразу. Муза Клио - покровительница истории - символизирует заслуги исторической науки. Главная мысль, однако, персонифиницируется, конкретизируется: на передней плоскости пьедестала в специальной нише расположен бюст историка. А по бокам - два барельефа со сценами из жизни Н. М. Карамзина. На одном из них историк читает императору Александру I отрывки из "Истории государства Российского". На другом - изображено вручение Н. М. Карамзину известия о пожаловании ему царем Николаем I пятидесяти тысяч рублей на поездку для лечения в Италию. Однако царская милость запоздала- Карамзин был уже на смертном одре...

  Оригинальный проект в сочетании с прекрасной работой исполнителей позволил создать произведение высокого эстетического звучания. Точность форм и изящество линий, удачно найденные пропорции постамента и фигуры музы Клио составляют достоинство этого творения больших художников - С. И. Гальберга, П. К. Клодта, их учеников и помощников.